Многие слышали о том, что существует камень на зубах, но некоторые считают, что он образуется только у тех, кто курит, пьет кофе и черный чай. В действительности зубной камень может образоваться у любого человека, независимо от особенностей питания и привычек.

Что такое зубной камень

Это зубной налет, который под воздействием различных факторов затвердел. Иногда он действительно становится очень твердым (например, если расположен под десной), иногда остается довольно мягким, как глина (это касается наддесневого зубного камня). Налет на зубах в той или иной степени появляется у каждого человека. Следовательно, и камень на зубах может сформироваться практически у каждого. Мягкий налет накапливается преимущественно в тех местах, где на зубы не приходится достаточного давления при пережевывании пищи. Чем более мягкую пищу употребляет человек, тем интенсивнее накапливается зубной налет. Он состоит из органических остатков и бактерий, населяющих ротовую полость. Если налет счищается плохо, постепенно, смешиваясь со слюной, он затвердевает.

Наддесневой зубной камень имеет желтоватый цвет, его видно. Поддесневой камень накапливается на корнях зуба, от темный, самостоятельно увидеть его довольно сложно. Снять зубной камень над деснами можно с помощью специального инструмента, с использованием ультразвука и различных насадок. Если профессиональная чистка зубов (ее еще называют кабинетной) не проводится регулярно, повышается риск воспаления десен, возникает неприятный запах изо рта, зубы становятся более темными. Удаление зубного камня — один из методов профилактики парадонтита, заболеваний десен, которые могут привести к расшатыванию и выпадению зубов.

Причина образования зубного камня

Как уже было сказано, образование отложений на зубах является естественным процессом. У некоторых он накапливается быстрее, у некоторых — медленнее. Наддедсневой зубной камень со временем появляется практически у всех людей. Интенсивность его появления зависит от разных факторов:

• Курение. У курящих зубной камень накапливается более интенсивно, он темнее, чем у тех, кто не курит.
  • Употребление кофе и черного чая. Считается, что эти напитки способствуют образованию зубного камня, но, скорее всего, они просто делают налет более темным из-за того, что имеют красящие свойства. При правильной гигиене полости рта в домашних условиях — то есть, при правильной регулярной чистке зубов — чай и кофе не влияют на то, насколько быстро будет появляться темный налет и камень на зубах.
  • Нерегулярная или неправильная чистка зубов.
  • Необходимость долгое время жевать на одну сторону челюсти (например, если с одной стороны отсутствует один или несколько зубов, какой-то зуб болит). В таком случае зубной камень будет образовываться на той стороне, которая не пережевывает пищу.
  • Употребление очень мягкой пищи. Отсутствие жевательной нагрузки — главная причина образования зубного камня. Кстати, при отсутствии нагрузки на зубы (человек не грызет сырые яблоки или морковь, есть только термически обработанные продукты) повышается риск развития кариеса.
  • Особенности состава слюны. Он у каждого человека индивидуален. В некоторых случаях состав слюны способствует быстрому затвердению зубного налета и превращению его в более твердые отложения.

Как убрать камень на зубах

Многие интересуются, можно ли избавиться от зубного камня в домашних условиях. Это невозможно. Счистить зубной камень дома самостоятельно зубной щеткой нельзя. Процедура чистки от камня зубов проводится в кабинете стоматолога. Она включает несколько этапов:

• Сначала проводится непосредственно удаление зубного камня — наддесневого и поддесневого. Во многих клиниках делается чистка зубов ультразвуком, но в нашей клинике мы используем специальный инструмент, скейлер KaVo, который дает возможность убрать твердые отложения без использования ультразвука. Многих интересует вопрос, больно ли удалять зубной камень. При проведении процедуры с ультразвуком неприятные ощущения возможны. При использовании методики без ультразвука процесс практически безболезненный.
  • После того, как удален камень, проводится чистка зубов специальным порошком для профессионального использования. Некоторые клиника предлагают своим клиентам порошки, содержащие соду, но мы используем только порошок KaVo PROPHYpearls, разработанный на основе карбоната кальция. Он не повреждает эмаль зубов, укрепляет ее, благодаря содержанию кальция, при этом обеспечивает действительно эффективную чистку от налета.
  • Третий этап профессиональной чистки зубов — полировка. Если зуб плохо полирован, на нем может более интенсивно накапливаться зубной камень.
  • Далее десна обрабатываются специальным антисептиком.
  • Завершающий этап — наложение специального геля, который снимает неприятные ощущения, возможные после удаления камня с зубов.

Уход за зубами после профессиональной чистки

Каких либо особых требований к гигиене полости рта после удаления зубного камня и налета у стоматолога не существует. Продолжайте регулярно чистить зубы подходящей по жесткости зубной щеткой и качественной зубной пастой. Делайте это правильно и регулярно. И не забывайте раз в 6-12 месяцев посещать стоматолога для профессиональной гигиены полости рта. Регулярное удаление зубного камня и более мягкого налета с использованием профессиональных методик — залог сохранения здоровья зубов и красивой улыбки на долгие годы!